В образовательном процессе взаимодействуют три стороны – педагоги, учащиеся и родители. Чтобы такое взаимодействие было наиболее эффективным, Минобразования разработало отдельные правила для всех этих категорий участников процесса.
Первоначально, более 2 лет назад, приказом Минобразования от 10.06.2022 № 401 были утверждены Правила педагогических работников, представляющие собой свод преимущественно этических норм для учителей. А вот для других участников образовательного процесса такие нормы тогда не зафиксировали.
Ситуация изменилась на днях – приказом Минобразования от 21.11.2024 № 505 первоначальный приказ № 401 дополнен Правилами родителей и Правилами учащихся. Понятно, что положения всех трех сводов правил пересекаются и дополняют друг друга, но в то же время учитывают специфику различных участников образовательного процесса.
Как и учителя, родители обязаны формировать у детей гражданственность, патриотизм, воспитывать их на основе культурных и духовных традиций белорусского народа. И, конечно, родители должны уважать честь и достоинство учителей и других участников образовательного процесса.
Кроме того, родителям необходимо:
1) обеспечивать условия для воспитания, получения образования и развития детей;
2) добросовестно и качественно выполнять обязанности родителей, являться для детей образцом;
3) создавать условия для учебы, социализации, укрепления здоровья, саморазвития и самореализации ребенка, защищать его права и законные интересы;
4) обеспечивать выполнение детьми требований учителей, правил внутреннего распорядка учреждения образования, правил для учащихся;
5) избегать конфликтов с учителями, другими родителями, быть доброжелательными, вежливыми и тактичными;
6) поддерживать с участниками образовательного процесса конструктивные и доверительные отношения, взаимодействовать с учителями по вопросам воспитания и обучения детей;
7) создавать позитивные взаимоотношения с учащимися и другими родителями;
8) соблюдать этические нормы и правила поведения, в т.ч. в интернете, уважительно относиться к национальным и религиозным чувствам участников образовательного процесса;
9) внешним видом, поведением и культурой общения быть положительным примером для своего ребенка и других учащихся.
10) улучшать психолого-педагогические навыки.
Отметим, что правила, указанные в п.п. 1 и 4, перешли в ведомственный приказ из ст. 34 Кодекса об образовании (далее – Кодекс), а правила из п.п. 5–7, по сути, более подробно раскрывают обязанность уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса из той же статьи.