ПАМЯТКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Как выявить агрессивного ребёнка https://yadi.sk/i/RWJmMqN03E3o72
Как помочь ребёнку в горе https://yadi.sk/i/vVATBm1u3E3oB6
Советы психолога https://yadi.sk/i/k1yRtnkL3E3oF6
Работа с гиперактивными детьми
Профилактика суицидальных действий https://yadi.sk/i/EfZ85ePu3E3jSb
Насилие в семье https://yadi.sk/i/eRkswuKz3E3jHk
Рекомендации для педагогов и родителей https://yadi.sk/i/QQPOVD_E3E2HJ2
Памятка для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних https://yadi.sk/i/8kOn-pXB3E2Hmh
Занятие "Подросток и закон": https://yadi.sk/i/lN2U3rUi3E2BTB
Занятие "Школа семьи" https://yadi.sk/i/T5d1-_Bb3E2Bve
Занятие "Человеческие ценности" https://yadi.sk/i/S0_2p6WD3E2CUf
ИНФОРМАЦИЯ, ПОДГОТОВЛЕННАЯ МИНИСТЕРСТВОМ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
«О ПРИЗНАКАХ, УКАЗЫВАЮЩИХ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЦОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЛИБО НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ». (письмо Министерства образования от 30.12.2014 № 10-20/6775дс) https://yadi.sk/i/2gv1Q3rt3E2FaU
Раннее выявление семейного неблагополучия
«Дети – это наше настоящее,
будущим они могут стать,
лишь если мы поможем им сегодня.
Завтра будет поздно».
А. Лиханов
Детский мир – особый мир. Кому-то не хватает родительского тепла и внимания, кто-то замыкается в себе, не надеясь на понимание окружающих. Самое главное – мы должны сердцем понять и принять, что дети не виноваты в возникающих конфликтах и проблемных ситуациях. В первую очередь виноваты взрослые, не осознавшие в полной мере ответственности за своё поведение и отношение к детям. Детство – короткий, но важный этап в жизни человека. Именно в этот период формируются качества, необходимые во взрослой жизни.
Документы, которыми необходимо руководствоваться при работе
с обучающимися, находящимися в социально опасном положении:
- Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
- Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Алгоритм выявления и организация работы с детьми,
находящимися в социально опасном положении
- 2 раза в год посещаются все семьи обучающихся учреждений образования. В случае наличия критериев и показателей социально опасного положения в семьях рассматривается вопрос о признании несовершеннолетнего(их) находящимися в социально опасном положении.
- Учреждение дошкольного образования выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
— изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
— анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;
— анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
— учёта посещения несовершеннолетними учреждения дошкольного образования;
— контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего
- ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию ребенка—уклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др.
- злоупотребление родительскими правами —принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартными играми; вовлечение ребёнка в преступную деятельность, антиобщественное поведение;
- несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)-приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ;
- жестокое обращение с несовершеннолетним в семье—физическое, сексуальное или психическое (эмоциональное) насилие, проявившееся в длительном, постоянном или периодическом психологическом воздействии.
- несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия—рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях).
- нахождение несовершеннолетнего в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации –проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов (безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера).
Внешние поведенческие признаки
ребенка, находящегося в социально опасном положении
- Боится идти домой.
- Убегает из дома
- В учреждение дошкольного образования за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
- Часто отсутствует беспричинно.
- Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
- Замкнут (или депрессивен).
- Агрессивен.
- Избегает физического контакта.
- Имеет следы побоев.
- Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви)
- Имеет неопрятный внешний вид.
- Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение
- Преобладает низкая самооценка.
- Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
- Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
- Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
- Родители приходят за ребёнком в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).
Памятка педагогу
- Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
- Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.
- Умейте слушать детей.
- Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
- При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).
- При работе с обучающимися следует так организовывать деятельность, при которой ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».
На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:
1. Конституция Республики Беларусь;
2. Уголовный кодекс Республики Беларусь;
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
5. Гражданский Кодекс Республики Беларусь;
6. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
7. Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании».
Конституция Республики Беларусь
Статья 8, ч. 1 «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Ратифицировав ряд международных документов, Республика Беларусь признает право всех своих граждан на жизнь без насилия.
Статья 25, ч. 3 «Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию».
Статья 32, ч. 5 «Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей…».
Уголовный кодекс Республики Беларусь
Глава 19 «Преступления против жизни и здоровья»
Статья 139. Убийство «Умышленное противоправное лишение жизни другого человека».
Статья 144. Причинение смерти по неосторожности.
Статья 145. Доведение до самоубийства.
Статья 146. Склонение к самоубийству.
Статья 147-149, 153. Умышленное причинение телесного повреждения…
Статья 154. Истязание
Статья 157. Заражение вирусом иммунодефицита человека.
Статья 158. Заражение венерическим.
Глава 20 «Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы»
Статья 166. Изнасилование.
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера.
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.
Статья 169. Развратные действия.
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера.
Глава 22 «Преступления против личной свободы, чести и достоинства»
Статья 183. Незаконное лишение свободы.
Статья185. Принуждение.
Статья 186. Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества.
Статья 188. Клевета.
Статья 189. Оскорбление.
Мифы и факты о насилии в семье
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия существуют категории:
· жестокое обращение с детьми;
· насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
· насилие в отношении престарелых;
· возможно что-то еще.
В обществе существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия. Сравним их с имеющимися фактами.
Миф 1: Причина домашнего насилия - это временная потеря человеком контроля над собой, часто в результате злоупотребления алкоголем.
Факт 1: Употребление алкоголя действительно снижает способность контролировать поведение. В то же время среди обидчиков много людей, не употребляющих алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Алкоголизм или принятие алкогольных напитков не может служить оправданием насилия.
Миф 2: Домашнее насилие возможно только в семьях низкого социального статуса.
Факт 2: Домашнее насилие не имеет социальных границ. Насилие происходит во всех социальных группах. Обидчиками могут быть и ученые, и бизнесмены, как люди с высшим образованием, так и с более низким уровнем образованности, как с высоким материальным благополучием, так и находящиеся на грани нищеты.
Миф 3: Если бы жертва хотела, она могла бы уйти от обидчика.
Факт 3: Есть много причин, мешающих жертвам уйти от обидчика: стыдно рассказать посторонним о случившемся, страшно, что обидчик еще больше рассвирепеет и станет бить еще чаще, жилищные проблемы, экономическая зависимость, недостаток поддержки от друзей, отсутствие финансовой помощи, эмоциональная привязанность к обидчику. Чаще всего действует совокупность причин. Самый опасный период для жертвы наступает после того, как она принимает решение оставить своего обидчика. В этой ситуации тот может стать более агрессивным в связи с возможностью потерять свою "собственность".
Миф 4: Детям нужен их родитель, даже если он агрессивен, или "Я остаюсь только из-за детей".
Факт 4: Без сомнения, дети нуждаются в матери и в отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, отличаются от своих сверстников повышенной тревожностью, утомляемостью, психосоматическими расстройствами, нарушениями в психологической сфере.
Миф 5: Пощечина никогда не ранит серьезно.
Факт 5: Насилие отличается цикличностью и постепенным усилением актов насилия. Это может начинаться просто с критики, переходя к унижениям, изоляции, потом пощечина, удар, регулярные избиения, а иногда смертельный исход.
Все психологи утверждают: у домашнего насилия циклический характер! Если вы не разорвете порочную цепь событий, ничего не изменится! Уповать на чудо — значит обрекать себя на изматывающий бег по кругу.
Так почему же люди, ставшие жертвой насилия, не уходят, продолжая терпеть издевательства?
1. В факте насилия не принято признаваться. Большинство жертв относят домашнее насилие к разряду внутрисемейных проблем, которые нужно решать самим, без привлечения общественности и правоохранительных органов.
2. Жертвы насилия боятся перемен. Перестать унижаться и терпеть, просто встать и уйти… Но куда? Вопрос этот касается не столько жилплощади, сколько той новой жизни, порог которой предстоит переступить. Многие, страдающие от домашнего насилия, не решаются уйти от агрессора, чувствуя неуверенность в себе и страшась этой свободы.
3. Жертвы бывают настолько запуганы и подавлены, что боятся предпринимать какие-либо действия. Самыми парадоксальными являются случаи, когда жертва начинает любить своего мучителя. Психологи называют этот феномен Стокгольмским синдромом. Стокгольмский синдром в домашних условиях проявляется на крайней стадии насилия, когда оно не только становится регулярным, но тиран ограничивает круг общения жертвы, начинает контролировать ее жизнь, вводить систему запретов, поощрений. К этому моменту жертва полностью обезличивается. Будучи запуганной, она пытается сохранить свою жизнь и здоровье, поэтому фокусируется на личности тирана, на его потребностях и желаниях, забывая о своих. Без поддержки такие люди редко реабилитируются.
Портрет жертвы
• низкая самооценка,
• повышенная тревожность и внушаемость,
• гипертрофированное чувство вины,
• подавленное чувство гнева,
• уверенность в том, что никто не может реально помочь,
• вера в миф о норме насильственных отношений в семье.
Портрет агрессора
• он подвергался насилию в детстве,
• обладает низкой самооценкой,
• обвиняет других в действиях, которые совершает сам,
• не осознает, что его агрессивные действия имеют для жертвы серьезные последствия,
• хорошо понимает, по отношению к кому «можно» проявлять агрессию.