ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
- гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
- на оценке родителями собственного жизненного опыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- на стабильном общении детей и их родителей;
- на формировании атмосферы поиска новых знаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
- на развитии творческих способностей членов семьи;
- на умении видеть результаты развития детей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ДУДИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
График
консультаций классных руководителей государственного учреждения образования “Дудичская средняя школа”
в шестой школьный день в рамках родительского университета
на І полугодие 2024/2025 учебного года
№ п/п |
ФИО |
Класс |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
1 |
Исаева Татьяна Анатольевна |
1 |
28.09 |
26.10 |
30.11 |
|
2 |
Бачура Галина Анатольевна |
2 |
07.09 |
05.10 |
09.11 |
07.12 |
3 |
Азбука Алла Васильевна |
3 |
21.09 |
19.10 |
23.11 |
21.12 |
4 |
Бобр Светлана Михайловна |
4 |
14.09 |
12.10 |
16.11 |
14.12 |
5 |
Ганчаревич Мария Владимировна |
5 |
21.09 |
19.10 |
23.11 |
21.12 |
6 |
Лавренко Людмила Александровна |
6 |
14.09 |
12.10 |
16.11 |
14.12 |
7 |
Малащенко Нина Васильевна |
7 |
07.09 |
05.10 |
09.11 |
07.12 |
8 |
Артюшенко Нина Ивановна |
8 |
21.09 |
19.10 |
23.11 |
21.12 |
9 |
Фуга Наталья Анатольевна |
9 |
28.09 |
26.10 |
30.11 |
|
10 |
Бондаренко Людмила Николаевна |
10 |
14.09 |
12.10 |
16.11 |
14.12 |
11 |
Фролова Татьяна Владимировна |
11 |
07.09 |
05.10 |
09.11 |
07.12 |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
Учебно-методическая литература:
- Основы семейной жизни : Семья как социальный институт : 10 класс : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина. Минск : Национальный институт образования, 2021. 240 с.
- Основы семейной жизни : Подготовка к браку и семейной жизни : 9 класс : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / B. В. Мартынова, Е. К. Погодина. Минск : Национальный институт образования, 2020. 192 с.
- Воспитание младших подростков в современной школе : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / А. А. Глинский [и др.]. Минск : Национальный институт образования, 2020. 160 с.
- Памятка "Признаки употребления наркотиков"
- Памятка "Сексуальное насилие"
- Памятка "Буллинг"
- Памятки по кибербезопасности
- Памятка о вреде электронных сигарет
- Как уберечь ребёнка от сексуального насилия
- Научите детей видеть ложь. Как защитить ребёнка от сексуального насилия?
- Профилактика преступлений против половой неприкосновенности
- Меры предупреждения бытового травматизма
- Безопасность ребёнка дома
- Дети и дорога
- Как предотвратить жестокое обращение с детьми
- Признаки того, что ребёнок стал жертвой насилия через интернет
- Обучение безопасному поведению на дороге
- Ребёнок - пассажир, пешеход, водитель
- Здоровое питание детей
- Культура поведения за столом
- Рыбный день. О пользе рыбы.
- Домашнее насилие
- Не допустить насилия
- Последствия ранней половой жизни (информация для родителей)
- Буклет Подросток и общество. Профилактика преступлений в молодежной среде
- Буклет профилактика семейного благополучия
- ПАМЯТКА льготы многодетным
- ПАМЯТКА ЛЬГОТЫ семьям с детьми-инв.
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ, В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Рекомендации психолога:
- Компьютерная зависимость
- Домашнее задание и его выполнение
- Как помочь ребенку стать самостоятельным
- Оцените ваши отношения с ребенком
- Папы
- Ребенок стал замкнутым
- Телефоны доверия
- Буклет Кризисные ситуации в жизни ребенка
- Общение в семье
- У вашего ребенка нет друзей
- Что такое стресс?
- Половая неприкосновенность детей
- Селфхарм
- "Спасение любовью"
- Как уберечь детей от беды
- Родителям о суицидальном риске несовершеннолетних
- Половая неприкосновенность несовершеннолетних
- Домашнее насилие
- Обратиться за помощью к психологу важно
- Стрессоустойчивость и эмоциональная саморегуляция подростков
- Телефон доверия
- Региональная карта помощи при насилии