Система организации
профориентационной работы в школе
Профориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии (Википедия).
Профориентация реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели и задачи профориентационной работы в школе
Цель профориентационной работы
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы в школе
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для распределения их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона профильного обучения;
- дополнительная поддержка школьников, у которых легко прогнозируются сложности выбора профессии и трудоустройства;
- выработка системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города и региона.
Основные направления деятельности по профориентационной работе в школе
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация;
Система профориентационной работы в школе
1-4 классы:
- формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-6 классы:
- развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
- приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
7-8 классы:
- уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
- групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
9 класс:
- формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы
- Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
План мероприятий по профориентационной работе в школе
Работа с учащимися
- Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые.).
- Анкетирование;
- Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
- проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- лектории для родителей;
- индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- анкетирование родителей учащихся;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
- привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
- помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
- помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
- избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.